Наталья Усачева

 

***

Давно внутри меня

                  натянута струна.

Прислушаюсь – она,

                  тихонечко звеня,

Мне предвещает взлёт.

Тогда мы с ней ликуем!

А иногда

               тоскуем.

Она ведь тоже устаёт

Я берегу её:

               согнуться не даёт!

 

 

 

ВОСХОЖДЕНИЕ К МАСТЕРСТВУ

 

Как-то довелось мне посмотреть телевизионную программу, которая называлась так: «Самодеятельность угрожает культуре». Приглашённые в студию гости высказывали различные точки зрения, но никто не отрицал того факта, что сейчас на самых престижных концертных площадках можно увидеть и услышать низкопробные программы.

Организатор известной группы «Ласковый май» А. Разин утверждал, что такие программы публикой востребованы. А значит – они имеют право на существование. Конечно, вкусы разные, но ведь их можно формировать, развивать. Это призваны делать и профессионалы, и участники художественной самодеятельности.

Я хочу рассказать о настоящей самодеятельности, которая воспитывает вкус зрителя. Речь идёт об оперной студии. В 2003 году она отметит своё 10-летие. Студия создана народной артисткой России И.Г. Нециной. За эти годы студия завоевала симпатии зрителей: концерты в филармонии проходили при переполненном зале.

Почему такой интерес публики к творчеству студии? Потому что слушатели оценили высокую требовательность педагога и солистов к выбору репертуара, к уровню исполнения, постоянный поиск и стремление к мастерству.

В студии долго и кропотливо работают над каждой арией, понимая, что солисту мало обладать вокальными способностями – он должен раскрыть художественный образ произведения.

Участники студии обращаются к музыкальным шедеврам таких композиторов, как Моцарт, Верди, Бах, Гуно, Глинка, Чайковский, Даргомыжский и другие. Большое место в репертуаре студийцев занимают русские народные песни.

Хочу назвать вокалистов, чьи прекрасные голоса полюбились слушателям, - В. Карташова, Е. Сомсикова, Т. Васильева, Т. Капитонова, В. Косарев, А. Суслова, А. Нежильский, А. Горская, В. Давыдова, К. Мансурова, О. Архипова.

- Слушать – не наслушаешься! – говорят зрители.

За этим – настойчивая работа. Вот одно из занятий. Идёт не только распевание, но и работа над образом. О. Федосеенкова поёт арию Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама». Она не однажды уже её исполняла на сцене, вызывая восторг зрителей. Но нет предела в искусстве. И.Г. Нецина и концертмейстер И.В. Гончарова найдут что посоветовать, пожелать, улучшить.

- Ты разговариваешь с ночью, вверяешь ей свою тайну с волнением. Послушай, как звучит эта фраза у солистки Большого театра Т. Милашкиной.

Ольга начинает арию снова.

- Нет восторга в этом месте. Когда страсти накаляются – не отворачивайся, - советует    И.В. Гончарова.

Да, в исполнении всё имеет значение. Надо не только звук вести, но и уметь стоять на сцене.

- Стой, как царица.

- Освободи гортань, молись голосу, - Ирина Григорьевна не выдерживает, подходит к Ольге, делает вдох и вместе с певицей «садится» на верхнюю ноту. Да, поддержка мощная. Опять что-то не устраивает, все идут к роялю, потом спорят, где удлинить ноту, где «сесть».

И так из репетиции в репетицию.

Это ли не восхождение к профессионализму? О.Федосеенкова и А. Смирнов – лауреаты многих конкурсов. Они выступают с профессиональным оркестром им. В. Дубровского. Сейчас Ольга и Анатолий готовят сольный концерт. И, конечно, он будет на хорошем профессиональном уровне.

Оперная студия уже десять лет занимается тем, что поднимает уровень исполнения, воспитывает и развивает вкус слушателей, несёт высокое искусство в народ.

 

 

«ПЕТЬ И ЕЩЁ ПЕТЬ»

(К 10-летию оперной студии)

 

«Петь и ещё петь» - так сказала мне Виктория Карташова после юбилейного концерта, когда я спросила, чего она больше всего хочет.

Это желание, я думаю, объединяет всех, кто занимается в оперной студии, которой руководит заслуженная артистка России Ирина Нецина, создавшая десять лет назад этот коллектив. Её по праву были адресованы слова признательности и благодарности на юбилейном вечере. А мастерство самих студийцев – О. Федосеенковой, А. Смирнова, В. Карташовой,              Е. Сомсиковой – было отмечено грамотами, которые вручила начальник департамента по культурной политике и туризму О.Н. Чернова. За вклад в развитие музыкального творчества на Смоленщине грамоты получили О. Федосеенкова, Е. Сомсикова и Н. Усачёва. Их вручил начальник управления культуры и туризма администрации г. Смоленска В.М. Михненков.

В юбилейной программе прозвучали арии из опер М. Глинки, П. Чайковского,                    А. Верстовского, В. А. Моцарта, Д. Пуччини, Д. Верди. Выступления вокалистов сопровождались признательными аплодисментами и криками «Браво!». После концерта зрители долго не отпускали со сцены студийцев. Незабываемое впечатление осталось и у тех, кто был на сцене, и у тех, кто сидел в зале.

Мне захотелось рассказать о своих друзьях по студии – людях, обладающих вокальным даром и одновременно беззаветной преданностью исполнительскому искусству.

С Еленой Сомсиковой я познакомилась на самом первом занятии. Она любила петь с детства, выступала, но лишь учась в студии, поняла, как важно создать музыкальный образ, донести идею композитора до слушателя. Для этого требуются немалые душевные затраты и большой труд.

Особенно любит Елена исполнять произведения русских композиторов. Были и у неё, как у многих из нас, минуты слабости, сомнений, когда возникает желание уйти, потому что слишком велико напряжение духовных сил, высока требовательность на занятиях. Но побеждало желание петь, жить и работать в творческом коллективе.

Я согласна с Леной, что мы «заболели звуком», «заболели сценой». Мы вспоминали с ней наши первые концерты в Пржевальском, в Шаталове, особенно в Новоспасском, когда известный музыковед Ж. Дозорцева сказала:

- Как хорошо, что на родине Глинки такие прекрасные голоса.

Спасибо Ирине Григорьевне Нециной, что она не только учила и учит нас петь, но сразу окунула в мир сцены, настраивала на то, чтобы на концертах показывать всё лучшее, что мы приобрели на репетициях.

Татьяна Васильева пришла в студию, имея опыт, полученный в фольклорном коллективе. Ей, пожалуй, было труднее, поскольку пришлось менять устоявшуюся манеру пения. Татьяна считает, что студия не только совершенствует профессиональное мастерство, но и характер, вырабатывает твёрдость, упорство. Она убеждена, что пение – лучшее качество человеческой души. Голос – это инструмент, который не может лгать. Т. Васильева – замечательный музыковед. В исполнительском искусстве важен не только духовный, но и технический аспект. Нужно решать и технические задачи, чтобы, как говорит Татьяна, «взлететь на качественно новый уровень исполнения».

Пишу о своих друзьях и горжусь, что я в таком коллективе.

Много интересного можно рассказать о Виталии Косареве. У него благоговейное отношение к искусству пения. Это что-то близкое к религии. Но ведь это свойственно всем студийцам, хотя они люди разные.

Не так давно появилась в студии Алла Горская. Но уже все заметили её похвальное стремление найти новые грани в раскрытии образа, в подаче звука, как говорится, в полётности исполнения. Своими находками Алла охотно делится со студийцами, заражая их своей работоспособностью.

Не ново, но справедливо: упорный труд приносит плоды. Заметно выросло мастерство А. Сусловой, у которой ещё всё впереди.

На юбилейном концерте большой успех выпал на долю Виктории Карташовой, которая вместе с Ю. Афоновым исполнила сцену из «Травиаты» Верди. Эта сцена была не только пропета, но и сыграна. В этой сцене была душа, жизнь, к чему стремится каждый исполнитель. А это значит, что студийцам нужны уроки актёрского мастерства.

Надо воздать должное концертмейстерам И. Афоновой и Е. Гавриловой, которые вели репетиции почти каждый день. А все наши усилия объединяет и направляет Ирина Григорьевна Нецина.

Новых достижений, дорогие мои студийцы.

В начало    
Hosted by uCoz