ВОСХОЖДЕНИЕ К МАСТЕРСТВУ
Как-то довелось мне посмотреть телевизионную программу, которая
называлась так: «Самодеятельность угрожает культуре». Приглашённые в
студию гости высказывали различные точки зрения, но никто не отрицал
того факта, что сейчас на самых престижных концертных площадках можно
увидеть и услышать низкопробные программы.
Организатор известной группы «Ласковый май» А. Разин утверждал, что
такие программы публикой востребованы. А значит – они имеют право на
существование. Конечно, вкусы разные, но ведь их можно формировать,
развивать. Это призваны делать и профессионалы, и участники
художественной самодеятельности.
Я
хочу рассказать о настоящей самодеятельности, которая воспитывает вкус
зрителя. Речь идёт об оперной студии. В 2003 году она отметит своё
10-летие. Студия создана народной артисткой России И.Г. Нециной. За эти
годы студия завоевала симпатии зрителей: концерты в филармонии проходили
при переполненном зале.
Почему такой интерес публики к творчеству студии? Потому что слушатели
оценили высокую требовательность педагога и солистов к выбору
репертуара, к уровню исполнения, постоянный поиск и стремление к
мастерству.
В
студии долго и кропотливо работают над каждой арией, понимая, что
солисту мало обладать вокальными способностями – он должен раскрыть
художественный образ произведения.
Участники студии обращаются к музыкальным шедеврам таких композиторов,
как Моцарт, Верди, Бах, Гуно, Глинка, Чайковский, Даргомыжский и другие.
Большое место в репертуаре студийцев занимают русские народные песни.
Хочу назвать вокалистов, чьи прекрасные голоса полюбились слушателям, -
В. Карташова, Е. Сомсикова, Т. Васильева, Т. Капитонова, В. Косарев, А.
Суслова, А. Нежильский, А. Горская, В. Давыдова, К. Мансурова, О.
Архипова.
-
Слушать – не наслушаешься! – говорят зрители.
За
этим – настойчивая работа. Вот одно из занятий. Идёт не только
распевание, но и работа над образом. О. Федосеенкова поёт арию Лизы из
оперы Чайковского «Пиковая дама». Она не однажды уже её исполняла на
сцене, вызывая восторг зрителей. Но нет предела в искусстве. И.Г. Нецина
и концертмейстер И.В. Гончарова найдут что посоветовать, пожелать,
улучшить.
-
Ты разговариваешь с ночью, вверяешь ей свою тайну с волнением. Послушай,
как звучит эта фраза у солистки Большого театра Т. Милашкиной.
Ольга начинает арию снова.
-
Нет восторга в этом месте. Когда страсти накаляются – не отворачивайся,
- советует И.В. Гончарова.
Да, в исполнении всё имеет значение. Надо не только звук вести, но и
уметь стоять на сцене.
-
Стой, как царица.
-
Освободи гортань, молись голосу, - Ирина Григорьевна не выдерживает,
подходит к Ольге, делает вдох и вместе с певицей «садится» на верхнюю
ноту. Да, поддержка мощная. Опять что-то не устраивает, все идут к
роялю, потом спорят, где удлинить ноту, где «сесть».
И
так из репетиции в репетицию.
Это ли не восхождение к профессионализму? О.Федосеенкова и А. Смирнов –
лауреаты многих конкурсов. Они выступают с профессиональным оркестром
им. В. Дубровского. Сейчас Ольга и Анатолий готовят сольный концерт. И,
конечно, он будет на хорошем профессиональном уровне.
Оперная студия уже десять лет занимается тем, что поднимает уровень
исполнения, воспитывает и развивает вкус слушателей, несёт высокое
искусство в народ.
«ПЕТЬ
И ЕЩЁ ПЕТЬ»
(К
10-летию оперной студии)
«Петь и ещё петь» - так сказала мне Виктория Карташова после юбилейного
концерта, когда я спросила, чего она больше всего хочет.
Это желание, я думаю, объединяет всех, кто занимается в оперной студии,
которой руководит заслуженная артистка России Ирина Нецина, создавшая
десять лет назад этот коллектив. Её по праву были адресованы слова
признательности и благодарности на юбилейном вечере. А мастерство самих
студийцев – О. Федосеенковой, А. Смирнова, В. Карташовой,
Е. Сомсиковой – было отмечено грамотами, которые вручила
начальник департамента по культурной политике и туризму О.Н. Чернова. За
вклад в развитие музыкального творчества на Смоленщине грамоты получили
О. Федосеенкова, Е. Сомсикова и Н. Усачёва. Их вручил начальник
управления культуры и туризма администрации г. Смоленска В.М. Михненков.
В
юбилейной программе прозвучали арии из опер М. Глинки, П. Чайковского,
А. Верстовского, В. А. Моцарта, Д. Пуччини, Д. Верди.
Выступления вокалистов сопровождались признательными аплодисментами и
криками «Браво!». После концерта зрители долго не отпускали со сцены
студийцев. Незабываемое впечатление осталось и у тех, кто был на сцене,
и у тех, кто сидел в зале.
Мне захотелось рассказать о своих друзьях по студии – людях, обладающих
вокальным даром и одновременно беззаветной преданностью исполнительскому
искусству.
С
Еленой Сомсиковой я познакомилась на самом первом занятии. Она любила
петь с детства, выступала, но лишь учась в студии, поняла, как важно
создать музыкальный образ, донести идею композитора до слушателя. Для
этого требуются немалые душевные затраты и большой труд.
Особенно любит Елена исполнять произведения русских композиторов. Были и
у неё, как у многих из нас, минуты слабости, сомнений, когда возникает
желание уйти, потому что слишком велико напряжение духовных сил, высока
требовательность на занятиях. Но побеждало желание петь, жить и работать
в творческом коллективе.
Я
согласна с Леной, что мы «заболели звуком», «заболели сценой». Мы
вспоминали с ней наши первые концерты в Пржевальском, в Шаталове,
особенно в Новоспасском, когда известный музыковед Ж. Дозорцева сказала:
-
Как хорошо, что на родине Глинки такие прекрасные голоса.
Спасибо Ирине Григорьевне Нециной, что она не только учила и учит нас
петь, но сразу окунула в мир сцены, настраивала на то, чтобы на
концертах показывать всё лучшее, что мы приобрели на репетициях.
Татьяна Васильева пришла в студию, имея опыт, полученный в фольклорном
коллективе. Ей, пожалуй, было труднее, поскольку пришлось менять
устоявшуюся манеру пения. Татьяна считает, что студия не только
совершенствует профессиональное мастерство, но и характер, вырабатывает
твёрдость, упорство. Она убеждена, что пение – лучшее качество
человеческой души. Голос – это инструмент, который не может лгать. Т.
Васильева – замечательный музыковед. В исполнительском искусстве важен
не только духовный, но и технический аспект. Нужно решать и технические
задачи, чтобы, как говорит Татьяна, «взлететь на качественно новый
уровень исполнения».
Пишу о своих друзьях и горжусь, что я в таком коллективе.
Много интересного можно рассказать о Виталии Косареве. У него
благоговейное отношение к искусству пения. Это что-то близкое к религии.
Но ведь это свойственно всем студийцам, хотя они люди разные.
Не
так давно появилась в студии Алла Горская. Но уже все заметили её
похвальное стремление найти новые грани в раскрытии образа, в подаче
звука, как говорится, в полётности исполнения. Своими находками Алла
охотно делится со студийцами, заражая их своей работоспособностью.
Не
ново, но справедливо: упорный труд приносит плоды. Заметно выросло
мастерство А. Сусловой, у которой ещё всё впереди.
На
юбилейном концерте большой успех выпал на долю Виктории Карташовой,
которая вместе с Ю. Афоновым исполнила сцену из «Травиаты» Верди. Эта
сцена была не только пропета, но и сыграна. В этой сцене была душа,
жизнь, к чему стремится каждый исполнитель. А это значит, что студийцам
нужны уроки актёрского мастерства.
Надо воздать должное концертмейстерам И. Афоновой и Е. Гавриловой,
которые вели репетиции почти каждый день. А все наши усилия объединяет и
направляет Ирина Григорьевна Нецина.
Новых достижений, дорогие мои студийцы. |