Елена Орлова

 

 

ПАМЯТЬ

 

Убогие краски летнего вечера сорок пятого года

впечатались в генную память:

длинный серый забор,

за ним — бараки военнопленных;

у забора — шестилетний вихрастый мальчишка—

полуголодное дитя кровавого века;

тонкая ручонка просунута в щель,

на потной детской ладошке — сокровище:

липкий кусок рафинада.

«Дяденька фриц, ну, пожалуйста, поиграй! -

Губная гармоника лихо выводит:

«Всё пройдёт, мой милый Августин,

Августин, Августин...»

Грубоватая немецкая мелодия

ласкает детское ухо,

привыкшее к взрывам бомб и вою сирен,—

мальчишка зачарованно слушает,

безгрешный в своём неведении

о далёком грядущем,

которому через много лет

суждено стать моим прошлым,

ибо этот мальчишка — мой отец.

 

 

***

Ночь упала в ладонь перезрелым плодом:

под чёрной тугой кожурою — сочная мякоть

запахов, звуков и жестов, что вызрели за день,

соткав невесомую плоть таинственных слов,

которые на рассвете оживут под чьим-то пером

и станут стихами.

 

 

 

ПОЭЗИЯ

 

Очарованным странником блуждая

по извилистым путям причудливых ассоциаций,

лёгкой бабочкой перелетая

с метафоры на метафору,

расцвеченную изощрённой фантазией,

жадно вслушиваясь

в трепетное мерцание изысканных рифм,

упоённо плескаясь в тихой заводи

журчащих ассонансов и аллитераций,

забываешь, как страшен и жесток

окружающий мир.

 

О блаженное беспамятство,

как недолго ты длишься!

 

***

Слово... Кромешная тьма.

Сияющий свет.

Удар в спину.

Бальзам на рану.

Приговор без обжалованья.

Сокровенный обет.

Несмываемое пятно.

Золота драгоценные граммы.

 

Слово...

Спасительная соломинка.

Камень, что тянет ко дну.

Мост через пропасть.

Гранитная глыба.

Облако воздушное...

Слово...

Я любое пойму и приму,

кроме, пожалуй,

лживого и равнодушного.

 

 

АКВАРЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ

 

Взгляд, лениво скользнув по стене,

споткнулся о раму и,

сместившись на плоскость листа,

незаметно увяз

в бесформенных мазках сероватого цвета,

растекшихся по бумаге,

сквозь которые медленно проступали,

преобразуя плоскость в пространство,

клочья предрассветного тумана,

и глубже, сквозь них,

силуэты домов, и сады, и кусты ивняка,

застывшие над сонной рекой,—

распластанный по листу

осколок смутного сна,

сдобренный вкусом

щемящей тоски об ушедшей весне,—

миг забытой безмятежности и счастья,

остановленный кистью,

но, вопреки иллюзии авторского всесилия,

растворённый во времени,

как в кислоте, — навсегда...

 

Я свеча...

А. Тарковский

День затих. Всё живое отходит ко сну.

Время сбавило шаг, застывая на стрелках, как пена.

Воздух пахнет опавшей листвой — горьким запахом тлена.

Ветер что-то бормочет, баюкая в небе большую звезду.

Спящий мир провалился во тьму, как в слепую дыру.

День и ночь, жизнь и смерть — это слишком неравная мена.

Только я — не свеча, не погасну на стылом ветру:

у окна до зари просижу,

как-нибудь эту ночь пережду

и увижу рассвет, что придёт поутру.

Он придёт и отпустит на волю из тёмного плена.

 

ОСЕНЬ В ЛОНДОНЕ

 

Что мне Париж со своим Божоле-

хвастун, лягушатник и сноб,

если в Лондоне осень

приготовила терпкий коктейль

по рецепту мистера сплина: с

сонный Сохо за окнами паба

ксерокопией древней саги

подколот к вечернему списку

осенней хандры, листопада и сумерек,

пахнущих морем — чешуёй мёртвых рыб

и мазутом незамолкающих доков.

Дёготь ночи здесь пьётся легко,

словно портер, тягучий и чёрный,

согревая, но не веселя.

Взгляд упирается в запотевший стакан,

тщетно ища пресловутое дно — пристанище истины,

но паб ещё не закрыт, и есть время понять:

истина обитает не здесь.

 

Что мне Рим со своим Колизеем—

подгулявший плебей,

нацепивший тогу патриция,

если в Лондоне осень,

облачённая в царственный пурпур,

ворожит над грядущим,

глядя в «Лондонский глаз»—

колесо обозрения, стальной паутиной

нависшее над Лэмбетом, — оживший фантом

воспалённого бреда обезумевших технократов,

укравших у Ангелов право летать.

В прозрачной кабине стеклянного кокона

поднимаясь всё выше и выше,

сладко грезить о птичьем полёте, но,

повинуясь неумолимым законам Ньютона,

достигнув вершины, опускаешься вниз,—

туда, где из клочьев тумана

 

бессильно грозит небесам одинокий Биг Бэн,

где чёрной тенью прячется в сумраке

ажурная громада Вестминстер-Холла

и бурая Темза вяло струит на восток

свои сонные воды, чтобы выплеснуть в море.

Взгляд упирается в серый гранит берегов,

но спуск ещё длится и длится,

и есть время понять: свобода — это парение.

 

Что мне Берлин — толстый бюргер, лениво жующий

пресную жвачку минувших веков,

если в Лондоне осень при свете ночных фонарей,

припав к площадям, читает анналы былого

по трещинкам на асфальте, как по книге времён.

Машины спешат по Кенсингтон-роуд

мимо спящих домов. Там уют, и тепло,

и горящий камин навевает блаженную дрёму,

сквозь которую ощущаешь, острее, чем прежде,

как в опустевшем Хайд-парке

с ветки клёна упал пожелтевший листок,

прозрачный, точно кожа младенца.

Он уже умер, но, не зная об этом,

слепо летит в темноте, подхваченный ветром,

и медленно опускается на траву—

беззащитен, жалок, нелеп.

Теперь это — мусор, и утром его уберут.

Взгляд упирается в землю, но утро ещё не настало,

и есть время понять: смерть не бывает права.

 

Что мне чванливый Мадрид,

обжигающий перцем кровавой корриды,

если в Лондоне осень гуляет по Пиккадилли,

воскрешая в памяти прошлое,

бывшее не со мной, но ставшее частью меня...

Лондон, мой Лондон, древний и вечно юный,

я — твой кленовый листок,

я — пылинка твоих перекрёстков.

Ветер времени унесет меня прочь,

но я навсегда останусь с тобой,

ибо имя моё ты вознёс к небесам

на шпилях собора Святой Елены...

Взгляд упирается в небо, но сегодня безветренно,

и есть время понять: права только жизнь.

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДОЖДЬ.

 

Вокруг никого, только этот город, промокший

под холодным дождём,

и я — случайный прохожий

бесцельно бреду по Невскому,

слушая тихие всплески

дождя в лужах.

Мой город, ты снова слегка простужен,

но дождь не станет преградой

у меня на пути. Нет, не надо,

не предлагай мне полупустой троллейбус,

я всё равно пойду пешком и немного согреюсь,

отогрею душу, застывшую в разлуке с тобой:

ты — мой

весь, без остатка — эти площади,

улицы, парки, дворцы и каналы,

в которых ветер полощет

изорванное покрывало

опавшей листвы;

мне под ноги ложатся мосты,

выгибая горбатые спины,

а я всё иду, упиваясь тоской и дождём-

так пьют драгоценные вина,—

смакуя каждый миг, чем-то похожий на сон,

и сердце моё, этого города вечный невольник,

тихо заплачет в унисон

с Ангелом, что к здешнему небу навек пригвождён,

как бабочка, длинной иглой Петропавловской колокола

 

В начало    
Hosted by uCoz