|
|
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПРЕМЬЕРЫ |
|
В молодости мне доводилось часто бывать в Новосибирске. Архитектурным центром этого города считается оперный театр с прилегающей к нему площадью. Помню, как от вокзала (в то время «самого большого в СССР»), снеся ветхие строения, к театру проложили магистраль, и с тех пор человеку прямо с площади видна громада Новосибирского театра оперы и балета с огромным серебристым куполом. Строился этот театр в конце 30-х годов. Все: и своеобразное решение планировки зрительного зала, где отсутствуют традиционные ложи и ярусы, и символика архитектурного убранства, и масштабность самого здания говорили о том, что этот храм искусств будет прекрасно служить хозяину нового времени - трудовому народу. Театр был уже почти готов, когда грянула война. Июньским вечером 1941 года из Москвы вышел товарный состав с пломбами на вагонах. Это в глубокий тыл отправлялись сокровища Третьяковской галереи. Через десять дней эшелон прибыл в Новосибирск. Галерею разместили в оперном театре, в котором не успели показать ни одного спектакля. У широкой лестницы в фойе поставили бронзового Петра I в мундире офицера Преображенского полка, точно предводителя отряда милиции и пожарных, которые круглые сутки несли охрану театра... Картинам нужно тепло — и Сибирский военный округ давал нужные тонны угля. Для сохранности и реставрации картин требовался спирт, скипидар, растительное масло, мед, мыло. Сибирь все это дала. Не пострадала ни одна картина! Шло время, война покатила на Запад. В 1944 году правительство приняло решение возвратить Третьяковскую галерею в Москву. Еще гремели бои, но страна смотрела в будущее. В Новосибирском театре начались напряженные дни репетиций оперы Глинки «Иван Сусанин». Работа подходила к концу и на 9 мая 1945 года (надо же!) была назначена премьера! И этот день настал... Голос Левитана всей стране объявил о подписании Акта о безоговорочной капитуляции. Победа!!! Ликующие толпы вышли на улицы. Генеральная репетиция, конечно же, не состоялась. А вечером — премьера. Трудно сейчас сказать, как справились солисты, хор и оркестр с волнением и сложнейшей партитурой. Но вот грянуло «Славься!» Все встали, а когда хор пропел финальное «Ура, ура, ура!», его перекрыло «Ура, ура» двух с половиной тысяч зрителей. К Люди плакали, обнимались. Финал пришлось повторить еще дважды... Сколько раз ставилась эта опера? Много, очень много. Но с полной уверенностью можно сказать, что такого вдохновения, которое сопутствовало премьере «Ивана Сусанина» в тот памятный день, не знала история оперного искусства |